Реклама ЛС для потребителей — в чем проблема и ее масштаб?

О качестве лекарственных средств (ЛС) и технологиях промоции фармацевтической продукции в Украине сегодня можно услышать много различных мнений. 09.09.2009 г. в информационном агентстве УНИАН состоялась пресс-конференция на тему «Как украинцев лечат фальсифицированными лекарствами», участники которой высказывали свое мнение по поводу недобросовестной рекламы ЛС зарубежного производства.

В упомянутом мероприятии приняли участие: Виктор Корж, народный депутат Украины (Партия регионов), заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения (далее — Комитет); Валерий Печаев, президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины; Геннадий Хорунжий, первый вице-президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины.

В. Печаев
В. Печаев

Открывая пресс- конференцию, В. Печаев подчеркнул, что возглавляемая им общественная организация неоднократно обращала внимание на недобросовестную рекламу ЛС зарубежного производства, которая приводит к бесконтрольному приему препаратов и самолечению. Как сообщил докладчик, с мая 2009 г. Объединением организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины в Антимонопольный комитет Украины поданы заявления, касающиеся 21 ЛС, реклама которых, по его мнению, некорректна. Препараты, о которых идет речь, изготовлены 15 зарубежными производителями, среди которых фармкомпании Австрии, Германии, Италии, Индии и т.д.

Как известно, реклама — двигатель торговли. Затраты зарубежных фармкомпаний на рекламу ЛС только в первом полугодии 2009 г. составили почти 500 млн грн. А ведь ее стоимость заложена в цене товара. Многие их аналоги производятся на украинских фармацевтических заводах, и их цена значительно ниже.

По словам В. Печаева, одним из примеров недобросовестной рекламы является таковая Мезим® Форте как ЛС, которое улучшает процессы пищеварения. Он отметил, что препарат, содержащий ферменты поджелудочной железы, инактивируемые желудочным соком, не имеет кишечно-растворимой оболочки, что подтверждается заключением Лаборатории фармацевтического анализа Государственного фармакологического центра (ГФЦ) МЗ Украины.

Докладчик также подчеркнул, что подобная проблема существует не только в Украине — правительство США за недобросовестную рекламу в сентябре 2009 г. предъявило транснациональной фармацевтической компании «Пфайзер» штраф на сумму 2,3 млрд дол. США.

В. Корж
В. Корж

В. Корж сообщил, что на рассмотрении в Комитете находится ряд законопроектов, имеющих отношение к рекламе, в их числе — о внесении изменений в ст. 21 Закона Украины «О рекламе» (относительно усовершенствования законодательства, касающегося контроля рекламы лекарственных средств). По мнению В. Коржа, реклама ЛС должна контролироваться МЗ Украины.

МЕЗИМ® ФОРТЕ — ЛС ИЛИ ПЛАЦЕБО?

В. Печаев предоставил корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» комментарий относительно своего заявления, касающегося Мезим® Форте — ЛС, зарегистрированного в Украине.

— Валерий Константинович, в чем же, по Вашему мнению состоит проблема при приеме препарата Мезим® Форте?

— Сегодня зарубежные фармацевтические компании рекламируют свою продукцию в Украине намного активнее отечественных производителей. При этом используется реклама, направленная на конечного потребителя. Только в первом полугодии 2009 г. реклама препаратов «Berlin-Chemie/Menarini Group» вышла в телеэфир около 3 тыс. раз.

В рекламе Мезим® Форте используется слоган: «Мезим — шлунку добре з ним». Согласно инструкции по применению ЛС, Мезим® Форте в форме таблеток, покрытых оболочкой, содержит ферменты поджелудочной железы. Напомню, что они в кислой среде желудка инактивируются. Поэтому препарат, содержащий ферменты поджелудочной железы и предназначенный для перорального приема, должен быть покрыт кишечно-растворимой оболочкой.

В инструкции по медицинскому применению Мезим® Форте, с которой можно ознакомиться на сайте ГФЦ МЗ Украины (www.pharma-center.kiev.ua в разделе «Справочные материалы», содержащем справочник ЛС Украины 2009 г.), указано, что таблетки Мезим® Форте покрыты оболочкой, которая не растворяется под действием желудочного сока и защищает ферменты от инактивации этим соком. Только под действием нейтральной или слегка щелочной среды тонкого кишечника происходит растворение оболочки и высвобождение ферментов. Инструкция по медицинскому применению предназначена для врачей и провизоров.

В свою очередь, в инструкции-вкладыше, которая предназначена для конечного потребителя, указано, что таблетки покрыты оболочкой, без описания растворяемости в хлористоводородной кислоте.

01.09.2009 г. Лаборатория фармацевтического анализа ГФЦ МЗ Украины, исследовав проверенный образец препарата Мезим® Форте, сделала заключение о его несоответствии требованиям Европейской Фармакопеи к таблеткам, покрытым кишечно-растворимой оболочкой. Можно констатировать, что упомянутый препарат не имеет кишечно-растворимой оболочки.

Таким образом, Мезим® Форте, основным действующим веществом которого является панкреатин, утратив оболочку в желудке, потеряет эффективность при воздействии соляной кислоты. А ведь он предназначен для терапии хронического панкреатита, состояний после одновременной резекции желудка и тонкого кишечника и т.д.

— Насколько большой представляется проблема в разрезе фармрынка?

— «Berlin-Chemie/Menarini Group» поставляет в Украину неэффективный препарат. Неслучайно сертификат качества этого ЛС не содержит сведений о показателе растворяемости в хлористоводородной кислоте. Применение Мезим® Форте с оболочкой, не устойчивой к кислоте, не дает ожидаемого эффекта. Очевидно, что производство таблеток, не покрытых кишечно-растворимой оболочкой, более выгодно с экономической точки зрения.

В 2008 г. на территорию Украины было ввезено почти 12 млн упаковок Мезим® Форте. За последние 4 года его продано на сумму около 100 млн дол. Этот препарат характеризуется хорошей ликвидностью. Интересно, что аналогичным образом составлены инструкции по применению этого ЛС и в Российской Федерации.

— Какова позиция Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины?

— 03.09.2009 г. Объединение организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины направило обращение на имя В. Князевича, министра здравоохранения; А. Мельниченко, и.о. главы Антимонопольного комитета Украины; Г. Падалко, Главного государственного инспектора по контролю качества лекарственных средств; В. Чумака, директора ГФЦ МЗ Украины. В обращении предлагается изъять все серии этого препарата из оборота, немедленно запретить его рекламу в СМИ и широко проинформировать население о «качестве» упомянутого ЛС.

Мы считаем необходимым запретить продажи ЛС под торговой маркой Мезим как дискредитирующей благонадежных зарубежных и отечественных производителей. Кроме того, Объединение организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины предлагает остановить реализацию всех препаратов производства «Berlin-Chemie/Menarini Group» на предмет проверки соответствия АНД и фактического качества.

Объединение организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины еще не получило официального ответа от МЗ Украины на указанное обращение. Хотелось бы узнать, когда отечественные регуляторные органы отреагируют на наш запрос.

Елена Приходько, фото автора

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті