Реклама лекарственных средств — мировые практики: запрет, свобода или что-то между ними?

3255Регулирование рекламы лекарственных средств — один из наиболее обсуждаемых вопросов украинской Фармы. В руках многочисленных популистов достаточно часто, или даже регулярно, появляются лозунги о необходимости запрета рекламы препаратов. Для того чтобы ответить на вопрос, можно и нужно ли запрещать рекламу лекарственных средств, направленную на конечного потребителя, рассмотрим мировые практики. В публикации проанализирована политика рекламирования лекарственных средств в странах ЕС, а также в ряде других государств. Изучение опыта ЕС необходимо, так как вследствие евроинтеграционного вектора развития Украины рано или поздно национальное законодательство будет гармонизировано с практиками ЕС. Другими словами, как не изменялось бы общественное (точнее — политическое) мнение в Украине относительно рекламы лекарственных средств, этот вопрос будет урегулирован в соответствии с нормами ЕС. При подготовке материала использован доклад Европейской ассоциации производителей безрецептурных лекарственных средств (Association of the European Self-Medication Industry — AESGP).

Регулирование рекламы лекарственных средств в странах ЕС достаточно однообразное. Связано это с тем, что национальное законодательство, регулирующее рекламу лекарственных средств, во всех странах ЕС гармонизировано со статьей VIII Директивы 2001/83/ЕС. Именно в этом документе прописаны требования к регулированию рекламы лекарственных средств. Напомним, что директива — это свод ключевых требований и запретов. Национальное законодательство не может идти вразрез с ними, однако может содержать непринципиальные дополнения. В связи с этим среди стран ЕС существуют незначительные особенности в вопросе регулирования рекламы лекарственных средств.

В соответствии с Директивой в ЕС запрещено осуществлять рекламные кампании, направленные на конечного потребителя, препаратов рецептурного статуса, а также лекарственных средств, содержащих субстанции, которые классифицированы конвенциями ООН 1961 и 1971 г. как наркотичес­кие или психотропные. При этом для конечного потребителя могут рекламироваться лекарственные средства, применение которых не требует медицинского вмешательства, диагностики, мониторинга терапии.

В данной статье Директивы отмечается, что страны — члены ЕС могут запретить рекламу лекарственных средств, относящихся к реимбурсируемой группе.

Запрет рекламы рецептурных препаратов не распространяется на рекламу вакцинальных кампаний, проводимых производителем и утвержденных компетентным органом.

Помимо этого, в соответствии со статьей 14 Директивы Комиссии 89/552/ЕЕС о координации определенных положений, установленных законом, регламентом или административным решением государств-членов, касающихся осуществления телевизионного вещания, на территории ЕС запрещена телевизионная реклама лекарственных средств и медицинской терапии, которые доступны только по рецепту врача.

В других странах критерии, в соответствии с которыми можно ограничивать рекламу лекарственных средств, — иные. В таблице представлен перечень проанализированных стран с указанием ключевых характеристик рекламной политики в фармации.

Таблица Характеристика рекламной политики в странах ЕС и других государствах
Страна Реклама ОТС-препаратов для широкой общественности Реклама рецептурных препаратов для широкой общественности Реклама для профессионального сообщества Сравнительная реклама Надзор за рекламой
Предварительное утверждение Постконтроль Само­регулирование Государственное регулирование Совместное регулирование
Австрия + + + +
Бельгия + + (строгие ограничения) + + +
Болгария + + + +
Хорватия + + + (существуют ограничения) + +
Кипр + + + +
Чешская Республика + + Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно*
Дания + + + + + +
Эстония + + + + + + +
Финляндия + + + + +
Македония + + Неизвестно* + + Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно*
Франция + + + +
Германия + + + (только цены) + + +
Греция + + + + + +
Венгрия + + + + + + +
Ирландия + + + (только цены) + +
Италия + + + +
Латвия + + Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно*
Литва + + + + +
Нидерланды + + + + +
Норвегия + + + + +
Польша + + Неизвестно* + + +
Португалия + + + + +
Румыния + + + + +
Сербия + + + +
Словакия + + Неизвестно* + + +
Словения + + + + +
Испания + + + +
Швеция + + + + +
Швейцария + + + + +
Великобритания + + + + +
США + + + + + (для рецептурных) + + +
Китай + + + + +
Индия + для некоторых категорий + для некоторых категорий + Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно* Неизвестно*
Израиль + + + + +
Япония + Добровольный отказ + + + +
Турция

*По данным AESGP сведения недоступны.

Австрия

Массовые рекламные кампании для ОТС-препаратов разрешены во всех СМИ. В то же время запрещена реклама реимбурсируемых безрецептурных препаратов. Кроме того, запрещена реклама для лекарственных средств ОТС-группы, торговое наименование которых совпадает с таковым рецептурных препаратов.

Запрещен семплинг бесплатных образцов, направленный на конечного потребителя, а также раздача каких-либо купонов для безвозмездного получения лекарственных средств.

Рекламные кампании гомеопатических лекарственных средств разрешены только в случае, если это зарегистрированные продукты с утвержденными показаниями к применению.

Бельгия

Реклама безрецептурных лекарственных средств разрешена. Требования статьи VIII Директивы 2001/83/ЕС имплементированы в Бельгии в рамках Королевского указа от 22 ноября 2006 г., которым внесены изменения в Королевский указ от 7 апреля 1995 г. «Об информации и рекламе лекарственных средств для применения у человека». Ключевые изменения включают следующее.

Семплинг образцов относится к рекламе лекарственных средств.

Запрещено использование или упоминание в рекламе любых текстов, которые не направлены на получение информации о препарате.

Болгария

Требования к регулированию рекламы лекарственных средств прописаны в законе «О лекарственных средствах» и специальном регламенте — Регламент № 1/2012 о требованиях к рекламе лекарственных средств, которые соответствуют нормам ЕС в данной сфере.

Перед выпуском рекламы материал проходит стадию согласования. Экспертный совет Болгарского агентства по лекарственным средствам, состоящий из представителей этого агентства , потребительских организаций, специалистов медиасферы и здравоохранения, рассматривает рекламный материал. На основании заключения экспертного совета глава агентства по лекарственным средствам должен выдать решение на протяжении 1 мес со дня подачи заявки.

Любые изменения в утвержденную рекламу должны пройти соответствующее согласование перед публикацией.

Хорватия

В соответствии с национальным законом о лекарственных средствах во всех СМИ разрешена реклама безрецептурных препаратов. Рецептурные препараты могут рекламироваться в СМИ для специалистов сферы здравоохранения. Рекламный материал не требует предварительного согласования.

В рекламе лекарственных средств обязательно должна быть включена такая информация: торговое наименование, международное непатентованное наименование (МНН), вся необходимая информация о надлежащем применении препарата, а также совет для потребителей внимательно читать инструкцию и обращаться к фармацевту или лечащему врачу за получением консультации относительно показаний, мер предосторожности и побочных реакций. При рекламе традиционных растительных препаратов необходимо указывать такую информацию: «Традиционное растительное лекарственное средство для использования при указанных показаниях, что основано на опыте многолетнего использования».

Особые специальные требования относительно рекламы ОТС-препаратов для профессионалов здравоохранения отсутствуют.

Кипр

Реклама безрецептурных лекарственных средств разрешена во всех СМИ. Ограничения относительно рекламы реимбурсируемых препаратов отсутствуют. При этом на законодательном уровне утверждено, какую информацию нельзя предоставлять в рекламных материалах. Так, запрещается указывать, что посещение врача или проведение хирургической операции не является необходимым. Кроме того, нельзя намекать, что эффективность препарата гарантирована, как и отсутствие побочных реакций, а также сравнивать действие с другими препаратами. Запрещено намекать, что здоровье пациента может быть улучшено при применении препарата или ухудшено, если его не применять (не распространяется на вакцинальные кампании). Также запрещено открыто демонстрировать или обманным способом изображать увечья, наносимые заболеванием, ссылаться на предположения ученых, специалистов здравоохранения или знаменитостей и др.

Реклама традиционных лекарственных средств должна сопровождаться соответствующим указанием (аналогично Хорватии). При рекламе гомеопатических препаратов можно использовать только информацию, указанную в утвержденной листовке. Кроме того, для этого класса препаратов необходимо наглядно указать «Гомеопатическое лекарственное средство».

Ограничений относительно рекламы лекарственных средств на основании их классификации для профессиональной аудитории национальным законодательством не предусмотрено. В рекламе позволяется указывать розничные, индикативные цены для различных форм выпуска, уровни реимбурсации.

Владелец торговой лицензии обязан хранить копии всех рекламных материалов. Он должен обеспечить соблюдение всех законодательных требований. Совет по лекарственным средствам по собственной инициативе либо по причине поступления жалобы проверяет, соответствует ли реклама требованиям законодательства. При выявлении нарушений Совет по лекарственным средствам может предпринимать законные меры превентивного или защитного характера в отношении субъектов, которые могут быть связаны с этим.

Чешская Республика

Реклама безрецептурных препаратов, включая реимбурсируемые лекарственные средства, разрешена во всех СМИ.

В соответствии с законом «О регулировании рекламы» существуют некоторые запреты и ограничения касательно рекламы лекарственных средств для широкой аудитории. Запрет распространяется, помимо общеевропейских требований (отсутствие торговой лицензии, рецептурный статус и др.), на лекарственные средства, предложение которых может создавать впечатление, что существуют массовые случаи серьезных трансмиссионных заболеваний. Помимо этого, в рекламе, направленной на конечного потребителя, запрещено использовать любые упоминания о цене или ценовой политике рекламируемой продукции.

Ограничения не распространяются на рекламу лекарственных средств для специалистов здравоохранения и ветеринарии. При этом распространять такую рекламу могут только производители, дистрибьюторы или их представители.

Как и в прочих странах, реклама не должна вводить в заблуждение, способствовать отказу от посещения специалистов, предполагать, что только рекламируемое средство может улучить здоровье пациента. Также запрещено намекать на отсутствие побочных реакций вследствие растительного происхождения препарата.

Дания

В Дании предпринимались различные подходы к регулированию рекламы лекарственных средств, однако с 2003 г. разрешена реклама безрецептурных препаратов во всех СМИ. Включение ОТС-препаратов в группу реимбурсируемых средств не влияет на возможность рекламирования.

Эстония

Требования к рекламе лекарственных средств прописаны в национальном законе «О лекарственных средствах». Специфических требований относительно рекламы растительных препаратов нацио­нальным законодательством не предусмотрено.

Финляндия

Реклама безрецептурных, в том числе реимбурсируемых, препаратов разрешена во всех СМИ. В рекламе нельзя указывать, что лекарственное средство относится к реимбурсируемой группе. При этом стоимость препарата возмещается только при назначении врачом. Таким образом, несмотря на безрецептурный статус, реимбурсируемые препараты должны быть назначены врачом, для того чтобы их стоимость для пациента была возмещена.

Национальным законодательством разрешено размещать утвержденную при получении торговой лицензии информацию о лекарственных средствах в сети Интернет. Однако информация, размещенная для информирования специалистов здравоохранения, в том числе реклама рецептурных препаратов, должна быть защищена от ознакомления широкой общественностью. Поэтому доступ к специализированным информационным ресурсам возможен только при введении личного пароля.

Надзор за маркетингом лекарственных средств (в том числе рекламы) осуществляется в рамках некоммерческой системы контроля, которая основана на Финском этическом кодексе. Финский этический кодекс основан на национальном законодательстве в сфере обращения лекарственных средств, защиты прав потребителей, конкуренции, кодексе рекламных практик Международной торговой палаты и международных кодексов фармацевтической практики.

Македония

Реклама безрецептурных лекарственных средств должна содержать правдивую информацию и не вводить потребителей в заблуждение. Реклама должна пройти процедуру предварительного одоб­рения Бюро по лекарственным средствам (орган, подчиняющийся министерству здравоохранения).

В национальном законодательстве прописаны требования к информации, которая обязательно должна быть включена в рекламу. К ним относятся торговое наименование, способ надлежащего применения, а также в наглядной форме рекомендации об изучении инструкции и необходимости обращения к врачу или фармацевту и прочее.

Франция

Реклама нереимбурсируемых безрецептурных препаратов разрешена во всех СМИ. Препараты, включенные в систему реимбурсации, а также некоторые нереимбурсируемые безрецептурные лекарственные средства не могут рекламироваться для широкой общественности. Запрет рекламы нереимбурсируемых безрецептурных препаратов связан с возможным негативным влиянием на общественное здравоохранение. Разрешение или запрет на рекламу лекарственного средства выдается при получении торговой лицензии.

В сегменте рецептурных препаратов реклама, направленная на конечного потребителя, разрешена только для вакцин (вакцинальных кампаний).

Германия

Реклама безрецептурных лекарственных средств (в том числе растительных препаратов) разрешена во всех СМИ. Ограничения рекламы распространяются на некоторые терапевтические направления. Первоначально было утверждено 10 групп заболеваний, впоследствии перечень сократился до 4 групп. К ним относятся некоторые инфекционные заболевания, злокачественные новообразования, наркотическая зависимость (кроме никотиновой), патологические осложнения в период беременности, родов и постродовой период.

Требования к рекламе лекарственных средств прописаны в законе «О рекламе лекарственных средств». Действие данного закона не распространяется на утвержденную информацию о рецептурных лекарственных средствах, размещенную в сети Интернет, а также на торговые каталоги и прайс-листы. Помимо этого, запрещено включать в рекламный контент информацию, представляющую собой рекомендации/советы ученых или известных личностей.

Греция

Реклама безрецептурных препаратов разрешена. В соответствии с законодательством реимбурсируемые безрецептурные лекарственные средства не могут рекламироваться, однако в настоящее время ОТС-препараты не включены в систему реимбурсации.

Рекламные материалы должны соответствовать утвержденной краткой характеристике лекарственного средства или информационному листу-вкладышу относительно безопасности, качества и эффективности. Прочая информация не может быть включена в рекламные материалы.

По данным Европейской ассоциации производителей безрецептурных лекарственных средств (Association of the European Self-Medication Industry — AESGP), греческий регуляторный орган несколько противоречиво интерпретирует норму о предоставлении информации. В частности, запрещается распространение образовательной информации на брэнд-сайтах.

Венгрия

В целом реклама безрецептурных лекарственных средств разрешена, однако существует ряд ограничений. Так, запрещена реклама ОТС-препарата, если в обращении находится брэндированный препарат с тем же наименованием.

Разрешена реклама-напоминание, которая должна содержать торговое название препарата и название владельца торговой лицензии.

Существуют отдельные правила для размещения рекламы в печатных изданиях, наружных рекламных носителях и вещательных СМИ. Прописаны также правила размещения рекламы детских питательных смесей, отпускаемых без рецепта. Реклама лекарственных средств для применения у детей запрещена. Ранее в Венгрии существовали ограничения на рекламу препаратов, относящихся к определенным терапевтическим направлениям (туберкулез, онкологическая патология и другие), однако в настоящее время они отменены.

Ирландия

Реклама безрецептурных препаратов разрешена во всех СМИ, однако существуют запреты для некоторых классов лекарственных средств. Так, запрещена реклама кодеинсодержащих препаратов, лекарственных средств, содержащих декстрометорфан или схожие субстанции, и некоторые другие.

В случае, если реимбурсируемый продукт начинает рекламироваться, он автоматически теряет статус реимбурсируемого. Кроме этого, запрещена сравнительная реклама, а также упоминание цен и ценовых политик.

Италия

Реклама ОТС-препаратов разрешена во всех СМИ. Проводить рекламные кампании могут только владельцы торговых лицензий. Разрешены также реклама и предоставление информации в сети Интернет. Министерство здравоохранения должно быть проинформировано относительно контента рекламы.

Реклама растительных и традиционных препаратов регулируется таким же образом.

Латвия и Литва

Реклама ОТС-препаратов разрешена во всех СМИ. Специфических ограничений в законодательстве стран не предусмотрено.

Нидерланды

Реклама лекарственных средств ОТС-группы разрешена. При рекламе реимбурсируемых безрецептурных препаратов запрещено указывать, что они относятся к возмещаемой группе.

Норвегия

Все ОТС-препараты (включая реимбурсируемые) разрешено рекламировать для широкой общественности. Однако запрещено рекламировать лекарственные средства на национальном телевидении (ожидается, что это ограничение будет отменено до конца 2015 г.).

В рекламных материалах должна в обязательном порядке указываться такая информация: торговое наименование, МНН, а также информация, необходимая для надлежащего применения препарата. Упоминание цен и скидок запрещено. Сравнительная реклама также запрещена.

Польша

Реклама безрецептурных препаратов разрешена. В 2007 г. в законодательство, регулирующее рекламу лекарственных средств, внесены правки, которыми ограничивается прямая реклама реимбурсируемых препаратов в точках реализации (в аптеках). Поскольку в Польше ОТС-препараты не реимбурсируются, это ограничение их не затрагивает.

В рекламных материалах может быть использована информация, указанная в утвержденной краткой характеристике препарата. Реклама лекарственного средства должна содержать такую информацию: торговое наименование, МНН, дозировка, форма выпуска, терапевтическое показание, противопоказания, название владельца торговой лицензии.

Португалия

Реклама ОТС-препаратов (за исключением реимбурсируемой группы) разрешена во всех СМИ. Сообщение должно быть составлено таким образом, чтобы его однозначно можно было бы идентифицировать как рекламу.

Румыния

Все безрецептурные препараты, в том числе растительные, могут рекламироваться для широкой общественности. Также разрешено рекламировать препараты, которые сменили статус — с рецептурного на безрецептурный.

Национальное агентство по лекарственным средствам проверяет наличие такой информации в рекламе: наименование лекарственного средства и МНН, а также информация, необходимая для надлежащего применения препарата.

Сербия

В соответствии с законодательством все безрецептурные препараты могут рекламироваться в СМИ. Национальное агентство по лекарственным средствам составляет перечень этих препаратов. В рекламных материалах должна указываться следующая информация: торговое наименование, МНН, способ применения, предупредительное сообщение о необходимости прочтения инструкции и консультации со специалистами здравоохранения. Также должны указываться риски, связанные с применением, и побочные эффекты. Предупреждение должно быть выделено более интенсивным цветом по сравнению с прочей информацией.

Словения

Реклама ОТС-препаратов разрешена во всех СМИ. Запрет рекламы распространяется на реимбурсируемые лекарственные средства, а также препараты, применяемые в педиатрии. В рекламе для широкой общественности запрещено указывать тип терапевтического действия лекарственного средства.

Во всех рекламных материалах должен присутствовать такой текст: «Перед применением препарата прочитайте инструкцию и проконсультируйтесь с врачом или фармацевтом относительно рисков и побочных реакций». При рекламе традиционных растительных препаратов необходимо указывать, что их показания основаны на многолетнем опыте применения.

Компетентные органы осуществляют надзор за соблюдением требований законодательства при рекламировании лекарственных средств. При выявлении нарушений, взимается штраф в размере от 8 до 120 тыс. евро.

Испания

В Испании разрешена реклама безрецептурных препаратов, стоимость которых не возмещается государством. Требования к рекламе лекарственных средств прописаны в Руководстве по рекламе ОТС-препаратов для широкой общественности, которое опубликовано в 2011 г.

Швеция

Реклама безрецептурных лекарственных средств разрешена во всех СМИ.

Швейцария

Национальные практики промоции и регулирования обращения лекарственных средств очень схожи с таковыми ЕС. Рекламировать рецептурные препараты можно только в специализированных медийных средствах, в то время как безрецептурные препараты могут рекламироваться для широкой аудитории.

В случае зонтичного брэнда (одно наименование используется для рецептурного и безрецептурного препарата) компетентные органы предупреждают, что при начале рекламной кампании ОТС-препарата одноименный рецептурный препарат исключается из системы реимбурсации. Реимбурсируемые безрецептурные лекарственные средства могут рекламироваться в точке реализации.

ВеликоБритания

Все безрецептурные препараты (отпускаемые в аптеках и в обычных розничных точках) могут рекламироваться во всех СМИ. Разрешено рекламировать реимбурсируемые ОТС-препараты, а также зонтичные брэнды (препараты рецептурного и безрецептурного статуса с одним наименованием).

В рекламном материале должно указываться торговое наименование, МНН, как минимум одно показание (в том числе информация о надлежащем применении) и указание о необходимости прочесть инструкцию. Рекламный контент должен совпадать с утвержденной краткой характеристикой препарата.

В Великобритании реклама и промоция лекарственных средств регулируется несколькими документами. Требования ст. VIII Директивы 2011/83/ЕС имплементированы в рамках Регламента о лекарственных средствах для применения у человека (№ 2012/1916). Некоторые аспекты, связанные с системой саморегулирования рекламы, прописаны в гражданском кодексе. Прочие нормы представлены руководством Британского агентства по контролю за обращением лекарственных средств и медицинских изделий (Medicines and Health care products Regulatory Agency — MHRA) «Реклама и промоция лекарственных средств в Британии», также известным под названием «Синее руководство».

В 2004 г. был снят существовавший ранее запрет рекламы препаратов, относящихся к таким терапевтическим направлениям: ревматические заболевания, серьезные кожные, глазные, ушные нарушения. Это стало следствием объявления на государственном уровне о необходимости увеличения номенклатуры безрецептурных лекарственных средств при обеспечении безопасности. В это же время проведены исследования и экспертные консультации, на основании которых составлено Руководство по рекламе ОТС-препаратов для широкой общественности, ранее относившихся к запрещенным терапевтическим группам. В руководстве отмечается, что, учитывая основополагающие принципы права Великобритании, не может существовать запрета на рекламу лекарственных средств, которые отпускаются пациенту без рецепта врача.

США

Реклама безрецептурных лекарственных средств подпадает под юрисдикцию Федеральной торговой палаты (Federal Trade Commission). Это государственное агентство занимается надзором за рекламой безрецептурных лекарственных средств и реализацией необходимых мер при выявлении нарушений. Помимо регулирования рекламы на федеральном уровне, в большинстве штатов приняты локальные законы. Ассоциацией потребителей медицинских продуктов (Consumer Healthcare Products Association) изданы руководства по рекламным практикам, представляющие собой инструкции для правомерного проведения рекламных кампаний.

Реклама рецептурных лекарственных средств регулируется Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA). В США реклама рецептурных препаратов, направленная на конечного потребителя, разрешена с 1997 г. В 1999 г. FDA издало финальную версию руководства по рекламе лекарственных средств. Рекламодатели обязаны включать в наглядном виде информацию о побочных эффектах и противопоказаниях. Кроме того, должны быть указаны бесплатный телефонный номер для потребителей, ссылка на источник информации о препарате (например интернет-сайт).

В 2007 г. FDA получило право требовать согласования рекламного контента до публикации материала, раскрытия специфической информации при проведении рекламных кампаний рецептурных препаратов.

Турция

Закон, принятый в 2011 г., запрещает прямую и непрямую рекламу лекарственных средств во всех СМИ (включая интернет). Запрет рекламы не касается единоразовых рекламных сообщений, утвержденных министерством здравоохранения, которые размещаются в газетах/журналах в качестве анонса лонча препаратов для специалистов здравоохранения.

Кроме того, законом введены запреты и ограничения на промоционную активность со стороны фармацевтических компаний. В частности, введен лимит на количество мероприятий, спонсируемых владельцами торговых лицензий. Министерство здравоохранения должно быть проинформировано о характере этих мероприятий. Введена норма, согласно которой медицинские представители не могут посещать врачей на протяжении их рабочего дня. Также установлены ограничения относительно предоставления бесплатных экземпляров (семплинг), покрытия расходов со стороны фармацевтических компаний при проведении образовательных мероприятий.

Япония

Все классы ОТС-препаратов могут рекламироваться наравне с прочими потребительскими товарами. Интересно, что от рекламы рецептурных лекарственных средств, направленной на широкую общественность, фармацевтическая индустрия отказалась добровольно. Реклама рецептурных препаратов для специалистов здравоохранения разрешена.

Реклама безрецептурных лекарственных средств рассматривается как значимый инструмент информирования широкой общественности и должна строго соответствовать государственным требованиям и Добровольному кодексу по рекламе ОТС-препаратов.

Требования к рекламным материалам прописаны в формуляре «Стандарты для надлежащей рекламы лекарственных средств», который был впервые опубликован в 1949 г. Вплоть до настоящего времени в формуляр изменения вносили 7 раз.

Добровольный кодекс по рекламе ОТС-препаратов составлен Федерацией ассоциаций фармацевтических производителей Японии (Federation of Pharmaceutical Manufacturers’ Associations of Japan) и японскими производителями ОТС-препаратов (Japan Self-Medication Industry), и утвержден министерством здравоохранения.

Сравнительная реклама запрещена, кроме случаев, когда сравниваются препараты одного производителя.

Индия

Реклама отдельных категорий лекарственных средств регулируется законом «О лекарственных средствах и магии». В рамках закона запрещается реклама, которая прямо или косвенно вводит конечного потребителя в заблуждение.

В Индии запрещена реклама препаратов для 54 заболеваний. В то же время на законодательном уровне не прописаны ограничения относительно рекламы рецептурных лекарственных средств. Препараты, относящиеся к традиционным медицинским направлениями (Аюрведа, Сиддха и Унани), могут рекламироваться на телевидении.

Китай

В соответствии с законодательством Китая реклама безрецептурных лекарственных средств для конечного потребителя разрешена во всех СМИ. Главный критерий — это достоверность указанной информации, которая должна быть утверждена департаментом регулирования обращения лекарственных средств при государственном совете.

При этом рецептурные лекарственные средства могут рекламироваться в специализированных изданиях для специалистов фармацевтической и медицинской отраслей. Информация для специализированных изданий не должна быть доступна для широкой общественности. Как и в случае с рекламой ОТС-препаратов, реклама рецептурных лекарственных средств для профессиональных СМИ проходит через стадию утверждения компетентными структурами.

Заключение

В странах ЕС реклама лекарственных средств регулируется четко и однозначно. Строго запрещено проводить рекламные кампании рецептурных лекарственных средств для конечного потребителя. Реклама рецептурных препаратов, направленная на специалистов здравоохранения, разрешена, поскольку является инструментом информирования. Ограничения рекламы ОТС-препаратов в основном касаются группы реимбурсируемых препаратов. В ряде случаев включение препарата в систему возмещения не влияет на возможность быть рекламированным.

В США наблюдается иная картина: реклама всех лекарственных средств разрешена, однако она подлежит жесткому контролю со стороны компетентных органов. При этом содержание должно строго соответствовать установленным критериям, а перед запуском рекламных кампаний проходить процесс согласования.

В некоторых других странах критерии разрешения/запрета рекламы связаны не со статусом препаратов, а с терапевтическим классом. Однако в развитых странах такая практика не распространена.

Галина Галковская
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Станислав 05.09.2015 8:32
Спасибо за статью. А как быть с рекламой по РФ?

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті