Новое ценовое регулирование и закупки лекарств через ПРООН: состоялось заседание профильного комитета при ТПП Украины

13 декабря 2016 г. состоялось заседание Комитета по вопросам здравоохранения и фармацевтического бизнеса при Торгово-промышленной палате Украины (ТПП Украины) под председательством его главы — Владислава Страшного, во время которого представители ПРООН, более 30 фармацевтических компаний, а также юристы обсуждали вопросы, связанные с текущим состоянием фармацевтического рынка Украины и прогнозами развития на следующий год, программой сотрудничества ПРООН с МЗ Украины, а также внедрением в 2017 г. референтного ценообразования и программы реимбурсации для отдельных лекарственных средств.

Геннадий Чижиков«Для ТПП Украины особенно важно оказывать максимальную поддержку комитету в его активной и необходимой сейчас работе по реформированию системы здравоохранения в Украине. У нас есть уникальная возможность для лоббирования, способствования тому, чтобы идея реформ внушала обществу доверие. Именно поэтому с помощью комитета при ТПП Украины мы налаживаем диа­лог с представителями фармацевтических компаний», — отметил президент ТПП Украины Геннадий Чижиков, открывая заседание комитета.

Фармрынок в цифрах

Сергей ИщенкоО текущем состоянии фармацевтического рынка Украины и прогнозах его развития на следующий год рассказал директор компании «Proxima Research» Сергей Ищенко.

Сегодня рынок находится в состоянии выхода из кризиса 2014–2015 гг., о чем свидетельствуют такие тенденции: повышение цен в аптеках замедлилось, а потребитель возвращается к естественному тренду перераспределения в сторону более дорогостоящих лекарств, восстанавливается потребление в натуральном выражении.

«Наш рынок на 86% состоит из платежей пациентов, основную тяжесть оплаты за медикаменты несут потребители, и только 14% в денежном выражении и 8% в упаковках проходит через госпитальный сектор, то есть оплачивается государством. Таким образом, рынок финансируется пациентами», — отметил эксперт.

По итогам 9 мес 2016 г. объем потребления лекарственных средств в Украине демонстрирует небольшой прирост в натуральном выражении — на уровне 4% по сравнению с аналогичным перио­дом 2015 г. При этом рост в гривневом выражении составляет 18% за тот же период, а в долларовом — уменьшился на 1% (без учета временно оккупированных территорий и АР Крым).

Результаты последних месяцев добавляют оптимизма. Прирост розничной реализации лекарственных средств по итогам октября текущего года составляет 24% в гривневом, 6% в долларовом и 10% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.

Итак, текущие показатели развития розничного рынка лекарственных средств свидетельствуют, что «дно» уже пройдено, но, чтобы достичь показателей 2013 г. в долларовом и натуральном выражении, необходимо еще поработать.

По словам С. Ищенко, переориентация потребителя на низкостоимостной сегмент во время кризиса дала возможность интенсивного развития украинской фармпромышленности. Оте­чественные производители увеличили долю в общем объеме рынка розничной реализации лекарственных средств и стремятся ее удержать. По состоянию на октябрь 2016 г. удельный вес отечественных препаратов в гривне увеличился на 6% по сравнению с январем 2014 г. и достиг 37%, а в натуральном выражении увеличился на 8% и составил 73%.

«Отечественные компании не просто пожинают плоды того, что потребитель переориентировался на низкостоимостной сегмент, они интенсивно инвестируют в развитие себя и рынка. Так, украинские производители продолжают повышать промоционные усилия (с 14,6% в январе 2013 г. до 23% в сентябре 2016 г.)», — подчерк­нул докладчик.

Увеличилась их доля в назначениях врачей (с 30,3% в IV кв. 2013 г. до 33,6% в III кв. 2016 г.), резко увеличился объем рекламных инвестиций — с 21,4% в январе 2013 г. до 38,7% в сентябре этого года. По итогам 10 мес 2016 г., в рейтинге маркетирующих организаций топ-3 занимают отечественные производители — ПАО «Фармак», корпорация «Артериум» и ЧАО «Дарница».

Несмотря на кризис, рекламная активность не снижает давления на потребителя. Резко увеличилась доля рекламы на радио, поскольку сокращенные бюджеты производителей заставили их искать более дешевый канал продвижения. Изменилась и структура промоактивности региональных служб: уменьшилось количество визитов медицинских представителей к врачам, в то время как количество их визитов к фармацевтам возросло.

Сегмент дистрибуции не приносит каких-либо сюрпризов за последние 2,5 года, и стабильная топ-5 дистрибьюторов («БаДМ», «Оптима-Фарм», «Вента», «ФРАМ КО», «ФАРМПЛАНЕТА») по состоянию на октябрь 2016 г. аккумулирует 90% объемов поставок лекарственных средств. Результатом кризиса стало также увеличение удельного веса дистрибьюторских компаний, находящихся за пределами топ-5, который по состоянию на октябрь 2016 г. достиг 10% по сравнению с 5% в 2013 г.

Что касается розницы, то общее количество аптечных точек в Украине по состоянию на 1 ноября 2016 г. составляет 20 315, из них 15 962 аптеки и 4353 аптечных пункта. На 1 аптеку/аптечный пункт в Украине приходится 2146 жителей. Много это или мало? Для сравнения: в России на 1 аптеку приходится 2783 жителя, в Польше — 2634 жителя.

Топ-100 аптечных сетей развивается — по итогам I–III кв. 2016 г. их доля в товарообороте составляет 69% рынка. Наибольшей сетью в стране стало ООО «Аптека Магнолия» (Запорожье). В топ-5 также вошли «Сириус-95» (Киев), «Фармастор» (Киев), «Гамма-55 ЧФ» (Харьков) «Мед-Сервис групп» (Днепр).

Новое ценовое регулирование лекарств

Игорь ОгороднийчукЧто же ожидает фармацевтический рынок Украины в контексте внедрения нового ценового регулирования? Об этом рассказали партнер юридической компании «ОМП» Игорь Огороднийчук и С. Ищенко.

Как известно, в соответствии с принятым 9 ноября 2016 г. постановлением КМУ № 862, с 1 января 2017 г. устанавливается прямое ценовое регулирование — референтное ценообразование на ряд лекарственных средств, в пределах которых определяется оптово-отпускная цена. Для установления референтных цен будут использоваться данные о ценах на лекарства в Польше, Словакии, Чехии, Латвии и Венгрии.

С 1 апреля 2017 г. согласно постановлению КМУ от 9 ноября 2016 г. № 863 внедряется программа возмещения стоимости лекарств в рамках 21 определенного международного непатентованного наименования, которые будут входить в новый Национальный перечень основных лекарственных средств, для лечения лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом II типа и бронхиальной астмой.

Положения в данных правительственных постановлениях сформулированы так, что у участников рынка нет единого понимания того, на что же все-таки устанавливается новое ценовое регулирование, и возникают сомнения относительно того, что с 1 января следующего года правительственная инициатива заработает в полном объеме и не возникнет очередного коллапса на рынке в связи с ее внедрением.

Прим. ред.: сразу отметим, что 13 декабря в это же время в МЗ Украины при участии руководства и советника и.о. министра здравоохранения Ивана Чуриловича, который непосредственно принимал участие в разработке указанных постановлений КМУ, состоялось очередное совещание, посвященное вопросам, связанным с постановлениями о ценообразовании на лекарственные средства и реимбурсации. В ходе встречи руководство Министерства пролило свет на некоторые вопросы. Так, предусмотренные постановлением КМУ № 862 референтное ценообразование, а также предельные снабженческо-сбытовая (5%) и торговая (15%) наценки с учетом налогов и сборов, будут распространяться на 21 МНН, подпадающие под программу реимбурсации. Мы в свою очередь подготовили анализ сегмента лекарств, на которые будет распространяться государственное регулирование цен.

Вернемся к нашей встрече. У участников дискуссии возникло много вопросов, связанных с правительственной инициативой: как МЗ Украины или КМУ будут оценивать эффект от новой регуляции? Почувствует ли пациент разницу в цене вследствие ее введения? Да и нужно ли вообще новое ценовое регулирование? Правительство постоянно декларирует необходимость снижения цен на лекарства, аргументируя тем, что в Украине они в 3–4 раза дороже по сравнению с соседними странами.

С. Ищенко отметил, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственного средства в Украине является одной из самых низких среди соседних стран, не говоря уже о странах ЕС. По итогам 2015 г., средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственного средства в Украине составила 2,05 дол. США и была одной из самых низких среди стран СНГ. В то же время расходы на лекарственные средства (государственные и потребительские суммарно) на душу населения в Украине едва ли не самые низкие среди соседних, и тем более развитых стран мира и в 2015 г. составили 53 дол.

107147

«Желая обеспечить снижение цен на лекарства, инициаторы не учитывают структуру потребления лекарственных средств, сложившую­ся на отечественном фармацевтическом рынке», — отметил докладчик.

В рамках реимбурсации государство преду­смотрело 500 млн грн. бюджетных средств. «Для нас это большие деньги, однако это всего 1% общего объема рынка. В то же время на развитых рынках объем реимбурсации составляет куда более существенную долю объема потребления», — подчерк­нул С. Ищенко.

По мнению участников дискуссии, государственное регулирование цен на лекарственные средства должно распространяться только на лекарства, в закупках которых хотя бы частично участвует государство.

Эксперты также считают, что для эффективного использования бюджетных средств государство должно закупать и возмещать генерики с доказанной эквивалентностью с референтными препаратами. «Ну, и напоследок: все это заработает при наличии электронного учета и электронного рецепта», — отметил С. Ищенко, добавив, что в этом контексте на государственном уровне инициировано внедрение системы электронного здравоохранения е-Health, в рамках которой разрабатываются стандарты, политики и протоколы обмена данными, а также обозначается роль государства в регулировании и обеспечении безопасности хранения медицинских данных пациентов.

Закупки лекарств через ПРООН: результаты и дальнейшие планы

Также в рамках заседания комитета представители ПРООН в Украине презентовали проект, который реализуется по просьбе Министерства здравоохранения Украины в сфере государственных закупок лекарственных средств и медицинских изделий в течение 2015–2019 гг.

Андра БриггеПо словам заместителя директора представительства ПРООН в Украине по операционным вопросам Андры Бригге, учитывая, что ПРООН получила деньги из Государственного бюджета Украины–2015 для осуществления закупок лекарств и медицинских изделий только в ноябре–декабре 2015 г., фактически закупки осуществлялись в 2016 г. На сегодня ПРООН уже завершила закупки лекарственных средств за средства Госбюджета–2015 и начала закупочный процесс за средства Государственного бюджета на 2016 г.

«Это часть проекта, которая движет нас к тому, чтобы в 2019 г. мы могли передать Министерству долгосрочные рамочные соглашения с теми производителями лекарственных средств, с которыми мы работаем, и в дальнейшем оно могло делать это самостоятельно», — подчерк­нула она. За это время при поддержке ПРООН постепенно будет создана национальная система закупок, которая будет основываться на международных стандартах и лучших мировых практиках. Ожидается, что ПРООН поможет профильному министерству реформировать систему государственных закупок и сделать ее прозрачной и честной.

По словам эксперта, во время международных закупок украинские производители продемонстрировали, что качество предоставленной документации, а также соотношение цена/качество препаратов делают их достойными конкурентами зарубежных производителей.

ПРООН неоднократно проводились встречи и тренинги в крупных городах Украины с участием потенциальных участников торгов для разъяснения всех нюансов, связанных с международными закупками. «Если возникают какие-то вопросы, мы всегда рады вам помочь и рассказать, как правильно это делать», — подчеркнула А. Бригге.

Зафар ЮлдашевБолее подробно о результатах государственных закупок лекарственных средств и медицинских изделий через ПРООН в 2015 г. и планах на дальнейшее сотрудничество с МЗ Украины в этом направлении рассказал координатор программы ПРООН Зафар Юлдашев. Сотрудничество ПРООН с украинским правительством началось с подготовки законодательной базы, которая позволила бы осуществлять централизованные государственные закупки препаратов с помощью международных организаций.

Уже 27 октября 2015 г. МЗ Украины подписано соглашение с ПРООН о предоставлении услуг по организации и проведению закупок по 7 программам, а именно: закупки медицинских изделий для диагностики ВИЧ-инфекции, лекарственных средств для детей с орфанными заболеваниями, противотуберкулезных препаратов, тестов и расходных материалов для диагностики туберкулеза, препаратов для детей с гемофилией А и В или болезнью Виллебранда, препаратов для пациентов с гепатитами В и С, а также детей, больных хроническими вирусными гепатитами, на общую сумму более 27 млн дол. 17 декабря 2015 г. МЗ Украины и ПРООН подписали дополнительное соглашение о предоставлении услуг по организации и проведению закупок по еще 1 программе — закупка иммунобиологических препаратов (2 наименования вакцин) для иммунопрофилактики населения на сумму более 11 млн дол.

Таким образом, в 2015 г. ПРООН закуплено 166 лекарственных средств и медицинских изделий, произведенных в 16 странах мира, в том числе Украине, по 8 направлениям. По состоянию на 12 декабря 2016 г. в Украину доставлено 99,5% лекарств. На сэкономленные при закупках средства ПРООН дополнительно закуплены лекарственные средства в рамках соответствующих программ.

11 октября 2016 г. МЗ Украины и ПРООН подписали новое соглашение об осуществлении закупок лекарственных средств за средства Государственного бюджета–2016, а 29 ноября 2016 г. — дополнительное соглашение с целью расширения перечня программ. В целом ПРООН будет осуществлять закупку лекарственных средств и медицинских изделий в рамках 23 государственных программ с общим бюджетом около 77 млн дол.

Владислав СтрашныйПо 2 программам (закупка лекарств для пациентов с мукополисахаридозом и болезнью Гоше) ПРООН уже проведены тендеры и осуществлены первые поставки препаратов в Украину. При поддержке ПРООН постепенно в Украи­не будет создано национальное закупочное агентство в сфере здравоохранения, которое будет заниматься государственными закупками лекарственных средств, начиная с 2019 г. Для этого уже сейчас разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база.

Сейчас ПРООН совместно с ГП «Укрвакцина» дорабатывает сервис — онлайн-электронный склад, запуск которого позволит пациентам в режиме онлайн видеть, какие лекарства есть на складах в том или ином регионе. Ожидается, что этот проект будет запущен уже в 2017 г.

Подводя итоги…

Подводя итоги встречи, участники пришли к выводу, что введение новых регуляций должно быть последовательным, понятным и предусматривать переходный период для бизнеса с достаточным количеством времени, чтобы участники фармацевтического рынка были готовы к ее реа­лизации. В противном случае уже с 1 января 2017 г. целый ряд жизненно необходимых препаратов может исчезнуть с аптечных полок на неопределенный срок.

«Если такое регулирование и будет вводиться, то обязательно должен быть установлен переходный период. В то же время хочу подчеркнуть, что мы положительно оцениваем ту работу, которую сейчас активно проводит в Украине ПРООН. Ведь бизнес сегодня как никогда нуждается в прозрачности ведения операций», — резюмировал В. Страшный.

Екатерина Горбунова,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті