«АПТЕКА-2008 Осень»: Финансовый кризис и стратегии аптечных предприятий

Что ждет аптечные предприятия в условиях финансового кризиса? Какое решение принять менеджменту, чтобы сохранить предприятие и коллектив? Возможны ли в ближайшее время инвестиции в фармацевтический сектор со стороны отечественных и иностранных компаний? Ответы на  эти и другие вопросы пытались найти участники Всеукраинской конференции «Аптека–2008 Осень» во  время интерактивной дискуссии «Финансовый кризис и стратегии аптечных предприятий».

старший инвестиционный директор компании «Steinberg Fund» Эдуард КаналошОткрывая интерактивную дискуссию, старший инвестиционный директор компании «Steinberg Fund» Эдуард Каналош отметил, что фармацевтическую отрасль ожидают более глобальные потрясения, чем просто изменение регуляторной среды. Связано это с тем, что глобальный финансовый кризис, затронувший финансовую систему Украины, имеет большие шансы перерасти в экономический кризис, в который одной из первых будет вовлечена и  фармацевтическая отрасль. Все факторы, которые могут привести к углублению финансового кризиса и перерастанию его в экономический, в той или иной степени касаются фармотрасли. К ним относятся: падение платежеспособного спроса, связанное со снижением индекса доверия потребителя, увеличением прямой и скрытой безработицы, прекращением социальных выплат, девальвацией гривны и удорожанием импорта; кризис движения наличности, обусловленный отсутствием кредитования для финансирования существующих долгов и будущих убытков, а также вероятной задержкой или прекращением выплат от розницы по всей цепочке к производителям (с возможным изменением лидеров рынка); вмешательство государства в виде ужесточения контроля за ценообразованием, возможных задержек или прекращения выплат от государства, муниципальных, коммунальных и лечебных учреждений, возможного введения НДС.

Опыт предыдущих кризисов, в  частности конца 1990-х годов прошлого столетия, показывает, что в гривневом отношении падение рынка не превысило 10%. Этот кризис длился практически 3 года и понес за собой множество изменений. Изменился рынок в целом, изменилось отношение к платежам и неплатежам, поменялись лидеры рынка. В какой степени тот кризис, который ожидает отрасль, будет похож на кризис конца 1990-х? Главное отличие в том, что минувший кризис был вызван региональным финансовым кризисом. Рухнул малазийский рынок, это стало причиной проблем на  азиатских рынках, которые закончились дефолтом в  России. При этом глобальные финансовые учреждения и ведущие финансовые рынки не пострадали, и украинские компании, как и  компании других стран, имели доступ к финансовым ресурсам в том объеме, как и до начала кризиса. Тогда наша страна не пыталась удерживать курс гривны, и он снизился практически на 50%. По мнению докладчика, сейчас будут приложены значительные усилия, чтобы курс национальной валюты по  отношению к доллару США сохранился. Еще одно отличие от кризиса конца 1990-х годов заключается в том, что резко снизился индекс доверия потребителя, и к фармацевтической отрасли в частности.

На сегодня нет определенного мнения о том, как будет развиваться кризис в  ближайшей и отдаленной перспективе. Э. Каналош предложил провести дискуссию, чтобы решить, что предпринимать субъектам рынка в  условиях кризиса, когда совершенно неизвестно, что будет происходить дальше.

Петри Анттила, директор по развитию бизнеса компании «Tamro Corporation» (Финляндия)Свою точку зрения высказал Петри Анттила, директор по развитию бизнеса компании «Tamro Corporation» (Финляндия), которая является стратегическим инвестором. Он отметил, что развитие бизнеса в компании «Tamro Corporation» осуществляется путем приобретения предприятий. На сегодня компания работает в 9 странах (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Россия) и имеет 20 центров логистики. Средняя доля на оптовых рынках Скандинавских стран — около 54%, и только в Польше компания занимает 8-е место. Объемы ее продаж в 2007 г. составили 5,6 млрд евро, при этом прибыль — 122 млн евро. Количество персонала — чуть менее 5 тыс. человек, возврат вложенного капитала в компании превышает 25%. Помимо оптовой торговли лекарственными средствами (ЛС), компания имеет аптечные сети в Норвегии, Эстонии, Латвии и Литве.

Далее докладчик остановился на  особенностях работы аптек в Финляндии. Для открытия аптеки необходимо получить разрешение от Лекарственного ведомства. Его может получить любой гражданин ЕС. Разрешение индивидуальное — его нельзя ни продать, ни передать. У одного владельца может быть только одна аптека и максимум три филиала. На один муниципалитет приходится, как правило, одна аптека, за исключением крупных городов — в них решение о количестве аптек принимает Лекарственное ведомство. Всего в Финляндии 805 аптек, на одну аптеку приходится 6600 человек. Цены во всех аптеках одинаковые. Среднестатистическая аптека имеет в год объем продаж около 3 млн. евро, обслуживает 66 400 рецептов, перечисляет в казну государства 200 тыс. евро (7,2% оборота) в виде так называемой аптечной оплаты. Средняя маржа аптеки, включая аптечную оплату, составляет 30%. 95% объемов продаж среднестатистической аптеки в Финляндии составляют ЛС.

Оптовая цена на ЛС согласуется с производителем и регулируется государством, расчет розничной цены производится по формулам, указанным в таблице.

Таблица

?

Оптовая цена (€)

Розничная цена в аптеке (€)

0–9,25

1,5 x оптовая цена + 0,50 € + НДС 8%

9,26–46,25

1,4 x оптовая цена + 1,43 € + НДС 8%

46,26–100,91

1,3 x оптовая цена + 6,05 € + НДС 8%

100,92–420,47

1,2 x оптовая цена + 16,15 € + НДС 8%

выше 420,47

1,125 x оптовая цена + 47,68 € + НДС 8%

Таким образом, чем выше оптовая цена, тем меньше маржа аптеки. Аптечная оплата — это по сути налог, который аптека платит государству. Она устанавливается правительством и зависит от объема продаж аптеки, имеет прогрессивный характер, то есть у аптек с большим оборотом процент оплаты выше, чем у аптек с меньшим оборотом.

Остановившись на вопросах реимбурсации, П. Анттила отметил, что в Финляндии существует определенный перечень препаратов, стоимость которых возмещается государством, утвержденный Советом по ценам на ЛС. Этот же совет устанавливает максимальную приемлемую оптовую цену на препараты. Заявление о включении препарата в этот перечень подает производитель. Объем возмещаемой стоимости варьирует от 42 до 100%, в среднем составляя 69,3%. В 2006 г. в  Финляндии на душу населения государство возместило расходы на ЛС в сумме 209 евро, что является, по словам докладчика, одним из самых низких уровней возмещения.

Наталья Полищук, директор по инвестициям инвестиционного фонда «Advent International»Наталья Полищук, директор по инвестициям инвестиционного фонда «Advent International», в своем докладе «Инвестиционная привлекательность фармацевтического сектора» подчеркнула, что традиционно, с точки зрения инвесторов, фармацевтический сектор считается одним из наиболее безопасных для инвестиций. Что касается украинского рынка, то это один из самых больших потенциальных рынков в Восточной Европе. На сегодня в Украине по сравнению с другими странами Восточной Европы самый низкий уровень потребления ЛС, до начала финансового кризиса отмечалась тенденция к переходу на потребление более дорогостоящих препаратов, есть потенциал для роста рынка в связи с возможным введением реимбурсации. Рынок сегодня очень фрагментирован, отсутствуют действительно крупные аптечные сети, которые могут претендовать на значительную долю рынка, аналогичная ситуация существует и в оптовом бизнесе. Рано или поздно фармацевтический рынок Украины будет консолидироваться, одни игроки будут укрупняться за счет других, поэтому для финансовых инвесторов есть возможность финансировать сильную компанию, которая будет расти, покупая других участников рынка. Кроме того, по сравнению с иными странами украинский рынок достаточно гибкий с точки зрения регуляторной политики.

До лета 2008 г. финансовые инвесторы при оценке привлекательности украинского фармрынка обращали внимания на  страновой риск, который включал коррупцию, бюрократические преграды, отсутствие прозрачной судебной системы. Кроме того, существовал бизнес-риск, заключающийся в отсутствии прозрачности компаний и завышенных ожиданиях компаний по оценке их стоимости. На сегодня все вышеперечисленные риски остались, к страновому риску добавилось резкое снижение курса гривны и  отсутствие прогнозов о дальнейшем развитии событий в этом направлении. Курс гривны частично зависит от политики Национального банка Украины, частично — от уверенности в политике страны. По мнению Н. Полищук, до президентских выборов четкого представления о том, что будет происходить в стране, не сформируется. В связи с этим трудно составить прогноз потребительского рынка на ближайший год, что также относится к страновому риску. К факторам бизнес-риска добавилась невозможность составить финансовый прогноз. Поэтому сейчас никто из финансовых инвесторов, скорее всего, не будет делать инвестиций до тех пор, пока не сформируется четкое понимание того, что будет происходить с рынком и со страной.

Существует три способа привлечения инвестиций: долговое финансирование (банковские кредиты) — сегодня этот путь практически закрыт; выход на биржу — его успешность в настоящее время также маловероятна; частное размещение — инвестиционные фонды покупают часть акций предприятия с тем, чтобы через несколько лет продать свой пакет по новой стоимости. Такие фонды активно занимаются управлением бизнесом, их представители входят в  состав совета директоров, часто настаивают на  привлечении новых менеджеров для того, чтобы улучшить работу компании и повысить ее стоимость.

Коснувшись вопроса о том, почему количество инвестиций в украинские фармацевтические компании не возросло за период с 2005 по 2007 г., когда отмечался рост фармацевтического рынка, докладчик отметила, что украинский бизнес полностью непрозрачный. Иностранные инвесторы часто сталкивались с  полной юридической неготовностью субъектов хозяйствования к тому, чтобы получить инвестиции, активы предприятий не были сведены на одно юридическое лицо — недвижимость могла быть записана на родственников владельца бизнеса, и все это затрудняло проведение оценки прибыльности данного бизнеса, а зачастую делало ее невозможной. В этот период также имело место наличие неограниченных кредитных ресурсов, поэтому собственники предпочитали их использование продаже части акций. У украинских предприятий существовала иллюзия постоянного роста стоимости их компании. Очень часто сделки не совершались из-за позиции инвесторов, которые считали, что украинские компании неприбыльны либо завышают свою стоимость.

Далее Н. Полищук высказала свой прогноз относительно дальнейшей судьбы фармацевтического рынка Украины. По ее мнению, операционно сильные компании смогут получить хорошую финансовую поддержку и начнут консолидировать отрасль, скупая разорившиеся предприятия фактически за долги. Финансовую поддержку в ближайшее время будут оказывать российские и украинские инвесторы. Безусловно, произойдет замедление роста рынка и переоценка стоимости бизнеса.

Отвечая на поставленные в ходе дискуссии вопросы, Н. Полищук выделила основные критерии успешности того или иного предприятия с точки зрения финансового инвестора. В первую очередь это прибыльность бизнеса — она должна быть не ниже средней по  отрасли. Для розничного предприятия важны также его расположение, объем продаж на метр квадратный, находится ли аптека в собственности и приносит прибыль и будет ли она оставаться прибыльной и в арендованном помещении. Главное, что хочет увидеть финансовый инвестор, — то, что через 3–4 года стоимость бизнеса, в который он инвестирует, возрастет. Стоимость бизнеса может повыситься либо в  результате увеличения оборота, либо повышения рентабельности.

П. Анттила отметил, что для стратегического инвестора, как и для финансового, прибыльность также является важным показателем. Однако если стратегический инвестор видит, что компания не приносит прибыли по причине дорогих финансовых ресурсов (высокие проценты по кредиту), такая компания все равно для него интересна. Приобретая такой бизнес, стратегический инвестор повышает его эффективность и может финансировать его по  значительно более низким расценкам.

Э. Каналош, обобщив высказанные мнения, подчеркнул, что главным для финансового инвестора является то, насколько стоимость бизнеса возрастет в ближайшие годы, в то время как для стратегического — какой доступ к  рынку обеспечит приобретение данного бизнеса. Привнося свои методы ведения бизнеса, стратегический инвестор заранее знает, какой будет его эффективность.

В ходе дискуссии участники конференции единогласно приняли резолюцию (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 45 (666) от 17.11.2008 г.), которая была передана в Секретариат Президента Украины, Кабинет Министров Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, Министерство здравоохранения и Министерство экономики Украины. Мнение фармацевтической общественности было услышано, подтверждением чего стал указ Президента Украины от 3.12.2008 г. № 1139/2008 «Об остановке действия постановлений Кабинета Министров Украины от 10 сентября 2008 г. № 827 и 837, от 17 октября 2008 г. № 955 и от 19 ноября 2008 г. № 1022».

С материалами конференции вы можете ознакомиться на сайтах www.apteka.ua; www.morion.ua
Александр Устинов, фото Любови Столяр

Финансовый кризис и стратегии аптечных предприятий

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті