До вступления в силу постановления КМУ № 762 сфера действия постановления КМУ № 955 распространялась на:
- препараты и изделия медицинского назначения, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов);
- лекарственные средства и изделия медицинского назначения, оптово-отпускные цены на которые включены в реестр оптово-отпускных цен на лекарственные средства, и которые полностью или частично приобретаются за счет средств государственного и местных бюджетов.
Напомним, что Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения утвержден постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333. На препараты, подлежащие государственному регулированию, в соответствии с постановлением КМУ № 955 установлены предельные снабженческо-сбытовые надбавки на уровне не выше 12% оптово-отпускной цены и предельные торговые (розничные) надбавки на уровне не выше 25% закупочной цены.
Согласно постановлению КМУ № 762 такие же надбавки теперь предусмотрены для лекарственных средств, включенных в обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений, утвержденный МЗ Украины.
Стоит обратить внимание на то, что в постановлении КМУ № 762 нет указания на то, что препараты, входящие в обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения, должны быть отечественного производства. В настоящее время действует приказ МЗ Украины от 29.12.2011 г. № 1000, которым утвержден Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств отечественного производства и изделий медицинского назначения для аптечных заведений(далее — обязательный минимальный ассортимент). То есть, сегодня обязательный минимальный ассортимент, утвержденный приказом МЗ Украины № 1000, включает препараты отечественного производства и изделия медицинского назначения отечественного и зарубежного производства.
Напомним, что в розничном сегменте украинского фармацевтического рынка доля препаратов, включенных в Национальный перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением КМУ № 333, по итогам января–апреля 2012 г. составляет 14% в денежном и 24% в натуральном выражении. В свою очередь, лекарственные средства, подпадающие под действие приказа МЗ Украины № 1000, в розничном сегменте фармацевтического рынка аккумулируют небольшую долю, которая по итогам января–апреля 2012 г. составляет всего 8% в денежном и 28% в натуральном выражении (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 26 (847) от 09.07.2012 г.).
Однако в скором будущем доля препаратов, которые будут подпадать под ценовое регулирование, может увеличиться за счет лекарственных средств зарубежного производства, поскольку планируется включить таковые в обязательный минимальный ассортимент.
Согласно постановлению КМУ № 762 МЗ Украины в месячный срок необходимо привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим документом. Поэтому 21 августа на сайте профильного министерства был представлен для общественного обсуждения проект приказа МЗ Украины «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Украины от 29.12.2011 г. № 1000» (см. с. 19). В частности, планируется изъять из названия и текста приказа слова «отечественного производства». Таким образом, в обязательный минимальный ассортимент будут включены препараты как отечественного, так и зарубежного производства.
Сегодня, учитывая то, что постановление КМУ № 762 вступило в силу, а приказ МЗ от 29.12.2011 г. № 1000 никто не отменял, регулирование распространяется на обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств отечественного производства и изделия медицинского назначения зарубежного и отечественного производства, определенные упомянутым приказом МЗ Украины. После того как вступят в силу изменения, предусмотренные проектом приказа МЗ Украины «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Украины от 29.12.2011 г. № 1000», государственное регулирование будет распространяться и на препараты зарубежного производства.
Хотелось бы также обратить внимание на то, что Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения включает международные непатентованные или общепринятые названия действующих веществ и определяет их принадлежность к фармакотерапевтическим группам согласно анатомо-терапевтическо-химическому (АТХ) коду. В свою очередь, обязательный минимальный ассортимент включает только международные непатентованные названия действующих веществ и не определяет их АТХ коды.
Не следует забывать и о том, что в Государственном реестре лекарственных средств, которым руководствуются регуляторные органы при осуществлении мероприятий по контролю за ценами, также содержатся АТХ коды. В случае введения ценового регулирования на минимальный ассортимент без указания АТХ кодов возникнут условия для неоднозначного трактования подходов к ценообразованию на препараты, входящие в обязательный минимальный ассортимент, ведь, как известно, действующие вещества могут иметь разные АТХ коды.
Очевидно, что введение ценового регулирования требует четкости положений нормативных актов для однозначного трактования подходов к ценообразованию со стороны контролирующих органов и субъектов хозяйствования. На необходимость такого уточнения обращала внимание Полтавская областная общественная организация «Ассоциация работников фармацевтической отрасли» в предложениях, предоставленных в рамках общественного обсуждения проекта постановления КМУ «О внесении изменения в пункт 1 постановления КМУ от 17 октября 2008 г. № 955» (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 28 (849) от 23.07.2012 г.).
Возможно, эти предложения будут учтены в рамках обсуждения проекта приказа МЗ Украины «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Украины от 29.12.2011 г. № 1000».
Обращаем внимание участников фармацевтического рынка на проект постановления КМУ «О внесении изменения в п. 1 постановления КМУ от 17 октября 2008 г. № 955», представленный для общественного обсуждения на сайте профильного министерства 23 августа текущего года. Этим документом предлагается установить снабженческо-сбытовые надбавки на уровне 10% (вместо действующих 12%), а предельные торговые (розничные) надбавки дифференцировать таким образом: если закупочная цена препарата составляет 12,01–100,0 грн. включительно, торговая (розничная) надбавка устанавливается на уровне 25%; 100,01–300,00 грн. включительно — 23%; 300,01–500,00 грн. включительно — 20%; больше 500,01 грн. — 15 или 10%.
Как видим, профильное министерство всерьез занялось регулированием цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.Операторам рынка приходится тяжко от такого количества изменений в ценовых регуляциях. Нелегко приходится регуляторам, отслеживающим результативность нововведений. И нашим аналитикам тяжело угнаться за перманентным процессом перемен. В связи с этим редакция «Еженедельника АПТЕКА» обращается к читателям с вопросом — по каким критериям нам в дальнейших публикациях следует правильно оценивать эффективность регуляций, если они принимаются с такой частотой? На что прежде всего следует обращать внимание?
Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі